Том 7. Избранные письма



Письмо 557

О мерах исправления монастырей и об общем упадке нравственности в христианском обществе

Милосердый Господь да покроет остаток верующих в Него! Но остаток этот скуден; делается скуднее и скуднее. Н. Я. Ш. не мог умиротворить себя и окончательно вышел из монастыря. Я не счел себя в праве удерживать его уговариванием: это было б против совести; а посоветовал ему вступить в законный брак и жить благочестиво в мире. На монастыри делают нападки извне, но они и внутри себя истлели.

[...] Очень верно отвечал Константинопольский Патриарх лютеранам, известившим его о своих действиях: «Вы хорошо сделали, что отвергли заблуждения папистов, но сделали худо, заменив эти заблуждения своими заблуждениями: Вам следовало бы обратиться к преданию вселенской первенствующей Церкви». То же можно сказать и о монастырях: для исправления уклонений должно возвратиться к правилам святых Отцов. Этого не захотят сделать защитники монашества из сонма Филаретов; им нужно сохранить многия уклонения для защиты выгод своих. И потому с обеих сторон порождается софистика. Для дела Божия не выйдет никакого результата, кроме разве того, что при посредстве этой меры Господь потерпит еще несколько времени нашей немощи, нашему расслаблению, нашей греховности. И за это – слава Богу.

В «Дом. Беседе» за 1865 год, в выпуске 50-м помещена статья «Новое Миссионерское общество России». Я прочитал ее нарочно для того, чтоб ознакомиться с духом современной деятельности Синода. Видна пламенная ревность, за которою нам никак не поспеть, а потому должно быть очень осторожным и благочестивым.

Сейчас приходил ко мне Матфей с признанием, что он письма мои привез обратно с собою сюда и сжег их в печи. Вот каково общее состояние нравственности в христианском обществе. Чего требовать от монастырей, когда мир доставляет им людей испорченных, когда они повсюду окружены безнравственностью, когда сверху гнетет их безнравственность? Язва, которая исцеляется одною смертию.

12 января 1866

Поделитесь с друзьями в социальных сетях: