Том 7. Избранные письма



Письмо 549

О правильной молитве, об искушениях, о сочинениях епископа Игнатия и пр.

С тем, кто вступил в служение Богу, начинаются искушения особенныя. «Отдай долг страстям, – сказал св. Исаак Сирский, – борьбою с ними». На поприще борьбы бывают победы и побеждения. Побеждения должно врачевать покаянием. Оно врачует их со всею удовлетворительностию.

Для преуспеяния в молитве и для избежания прелести необходимо самоотвержение, научающее искать в молитве однаго внимания. Тогда подвиг молитвенный упростится и облегчится; облегчатся и искушения, которыя, однако, всегда сопутствуют подвигу. Если же кто преждевременно стремится к раскрытию в себе действий сердечной молитвы, «тому, – говорит пр. Нил Сорский, – согласно с прочими св.Отцами, – попускаются тяжкия, превыше сил искушения от бесов». Слово второе. Прочитай его. Такому стремлению служат основанием непонимаемые превозношение и высокоумие, представляющиеся усердием.

Разсматривая книгу «Опытов» и то влияние, которое она производит на других, полагаю, что второе издание её неминуемо. Когда и как оно устроится – это дело Божие, а моя обязанность состоит в том, чтоб доставить книге возможную удовлетворительность и усовершенствование. Отношения мои к книге изложены в письме к братии Оптинской пустыни, список с которого прилагаю ниже.

Алексею Петровичу не ставь всякое лыко в строку; предостереги его слегка: это будет действительнее.

Сновидения С. И. я признаю милостью к ней Божиею, призывающею ее к истинно-благочестивой жизни. Они – не из прелести и не своего сочинения. – Знакомство с пр. И. показало и Тебе и мне положение Церкви. В высших пастырях её осталось слабое, темное, сбивчивое, неправильное понимание по букве, убивающей духовную жизнь в христианском обществе, уничтожающей христианство, которое есть дело, а не буква. И. – откровеннее других – только. Искать ни в ком нечего! Должно бежать в горы – в положения изолированныя! Бог даровал нам такое положение. Очевидно, что примирение может быть лишь наружное, а не в духе. И того довольно. Для наружнаго примирения нужна книга в переплете. Также очевидно, что не должно безпокоить просьбою о составлении замечания на книгу, тем более, что я не отвечаю на последнюю статью Матвеевскаго, несмотря на то, что ответ на нее очень прост; он навязал Отцам понимание Декарта о невещественности духов, отнял у них собственное их понимание и на этом основал столкновения между ними и разноречия, которых нет. Передай это Игнатию. Полемика может соблазнить благочестивый люд, которого образ мыслей сформировался на чтении Четьи-Миней и прочих подобных книг. Академический журнал «Христианское чтение» выше «Странника», в котором помещены две статьи Матвеевскаго против моих сочинений, и много статей о современных случаях явления духов, за мои сочинения. Мысль о разборе моих сочинений в «Христианском чтении» надо оставить, хотя и невозможно будет сказать того печатно, что он сказал при свидании. Отцов он не знает.

Батюшка мой! Понеси благодушно Твой труд в столице. Соверши этот труд с оконченностью. Ты трудишься для пользы и истинной нужды остатка истинных христиан. По этой причине против книги действует зависть диавола, служащая свидетельством милости Божией и к книге, и к Твоему труду. Теперь о. Иустин почитывает братьям статьи из «Опытов» и видит их действие, что за книгу крепко возьмутся и будут держаться её все желающие спастись. Иустин – редкий монах и настоятель в наше время, далеко выше Сергиевскаго Игнатия, который, впрочем, имеет особенную способность и находчивость в своих сношениях с светскими.

1 марта 1865

Поделитесь с друзьями в социальных сетях: