Том 7. Избранные письма



Письмо 524

О вступлении в монастырь

Монашество есть установление Божественное, при посредстве которого христианство достигает своего высшаго развития. В числе правил этого Божественнаго установления имеется и то, чтоб вступали в монашество люди с истинным произволением и подвергали это произволение прежде принятия обетов строгому разсмотрению и испытанию.

Имеющим холодное и колеблющееся произволение строго воспрещено вступление в монашество. Я вижу, как и прежде видел, что Н. нисколько не был приготовлен к монашеской жизни, что он не мог иметь к ней правильнаго и основательнаго произволения, не имея о ней никакого понятия. Что в настоящее время смягчилось его сердце от сознания этого, и он вследствие такого смягчения, располагает последовать моему совету, то такое расположение никак нельзя признать за произволение к монашеству. Оно – только следствие сознания и той доверенности, которая обыкновенно является во всяком, получившем облегчение и успокоение от сознания. Воспользоваться таким временным чувством для склонения к монашеству было бы с моей стороны преступным. Почему я признаю исшествие из монастыря для П. необходимостью, по неимению им произволения, а потому и нужных способностей к монашеской жизни. Исшествие же, при чувстве сознания всей греховности своего поведения в монастыре, при чувстве раскаяния признаю особенною милостию Божиею. Это может служить основанием для Божия благословения на будущую его жизнь. Если ж теперь остановить его в монастыре, то впоследствии, и даже в самом скором времени, недостаток истиннаго произволения возбудил бы в нем самое неприятное чувство к монастырю и к тем, которые воспользовались бы безрассудно и в противность святым правилам минутною сердечною мягкостью молодаго человека. Затем помещение в В. близ людей, которые могут поддержать Н., признаю самым лучшим для него.

3 марта 1866

Поделитесь с друзьями в социальных сетях: