Том 7. Избранные письма



Письмо 519

О выходе А. П. из обители и о необходимости следовать учению святых Отцов

Слава Богу за все! Да совершается Его всесвятая воля над нами, а нам да даруется благоговение и покорность, которыя мы обязаны иметь к судьбам Божиим. Не смущайся совершающимся, но положись на Бога о сыне Твоем, нуждающемся в особенной милости Божией. Я продолжаю беседовать с ним за послеобеденным чаем: целию моею при этих беседах – желание доставить ему правильное направление при вступлении его в новую жизнь и укрепить в нем веру, к которой начало раскрываться сердце его и которой он прежде не понимал. Вместе с тем, советую II. принести раскаяние пред Богом, чтоб получить от Бога прощение и привлечь на последующую жизнь свою Божие благословение. Я говорю с любовию, даже с веселостью, хотя и положительно: он выслушивает со вниманием, и, может быть, с душевною пользою.

Святый Иов сказал, что вся земная жизнь человека сплошное искушение. Когда так определено Богом, то мы должны с покорностию переносить скорби от постигающих нас искушений, вразумляться ими для дальнейшей нашей деятельности. Преподобный Нил Сорский говорит: «Мнозем ненавидимо велие сие еже по Бозе своея воли отсечение, но кийждо ныне свое лихоимствует оправдание». О таковых в «Божественной Лествице» речеся: «Лучше есть отгнати от Обители, нежели оставить послушника свою волю творити: отгнавый бо множицею отгнаннаго смиреннейша сотвори, и свою прочее научи отсекати волю», а кто, под видом человеколюбия снисходит к таковым, тот их доводит до того, что они во время исхода ужасно проклинают его. В этой же статье преподобный Нил говорит, что непременно подобает монашествующему жить по преданию св. Отцов: хотя мы и не можем сравниться с Отцами, но непременно должны жительствовать в их направлении и стяжать с ними единение в духе. (Там же).

Святые Отцы смотрели на жительство отца с сыном в монастыре следующим образом: «Преподобный Мукий пожелал поместиться с осьмилетним сыном своим в некотором епископском общежитии, коего игумен был муж благодатный. Он уразумел, что к Мукию есть особенная милость Божия, и принял обоих, отца и сына. По принятии они были разъединены, и, чтобы ввести Мукия в опытное познание самоотвержения, сын его подвергнут был и постоянно подвергаем разным скорбям, особенно тогда, когда он находился в глазах отца. Мукий пребыл твердым, при помощи того старца, которому он был вручен, и начал ощущать по причине самоотвержения своего духовное преуспеяние. Игумен, прозрев это, восхотел возвести его в более трудный подвиг. Однажды, представясь разсерженным на сына, он приказывал отцу кинуть его в реку. Отец немедленно исполнил это, но у самаго берега удержан был братиями, которые предварительно были тут посажены. В то же время последовало игумену Божественное Откровение о Мукии, и когда игумен кончался, то он, никого иного, а Мукия назначил своим преемником, как достигшаго высшей степени самоотвержения, послушания и веры».

Эту повесть передает преподобный Кассиан в общее назидание монашествующим. Чтоб действовать точно так, надо иметь благодать св. Игумена с одной стороны и силу произволения Мукия с другой, но действовать в этом духе – необходимо. Противное этому действие признается в духовном отношении прелюбодеянием и сопричисляется к действиям во спасение души в веце сем, для погубления её в вечности, в противность заповеди Спасителя, Который повелел погублять душу свою в веце сем для спасения её в вечности. Таково плотское милосердие, упоминаемое преподобным Нилом: это то милосердие слепое, которое губит и себя и того, о коим оно милосердствует. Пишу это, чтобы Ты уразумел кознь вражескую. Монастырская жизнь – дело мудреное: на ней враг старается уловить и повредить подвижника своими непотребными правдами. Познается же действие вражеское по отьятию у сердца спокойствия и по состоянию недоумения, в которое приводится человек. «Трезвитеся, бодрствуйте, – говорит Св. Апостол Петр, – зане супостат ваш диавол, яко лев рыкая, ходит, иский кого поглотити» (1Пет.5:8). Диавол действует именно против желающих спастись, а не против преданных греху и суете, яко самоуловленных. Бог же попускает все это для нашего смирения, чтобы мы видели, как легко бываем поруганы невидимым врагом и как удобна для него погибель наша по причине нашего скудоумия и нетвердости в вере: тогда Господь изъемлет нас Промыслом Своим и являет тем неизреченную Свою любовь и милость к нам, а сеть врага расторгается, как бы паутинная. Это все ясно видно из бывшаго искушения.

Ты видишь теперь, как важно для спасения направление, доставляемое научением святых Отцов, как оно редко и как доселе сильно и непреоборимо. Ты видишь, как козни демонские тонки, как они опутывают человека неприметно для него; Ты видишь, как современные люди плутоваты, как спасающийся легко (который по свойству жительства своего обыкновенно стяжевает простоту сердца) может быть обманутым. Горе единому, говорили св.Отцы, брат же от брата укрепляем, яко град утвержден. Молю милосердаго Господа, чтоб Он благословил намерение Твое и мое не разлучаться нам до смерти. О.Иустин есть единственное лицо, вступившее со мною в единение по духу, имеющее самоотвержение и способно носить немощи ближних. Он понимает Тебя с совершенною правильностию и видит Твою способность к самоотвержению. Это тот человек, которому после меня, наиболее свойственно быть близким к Тебе. Он слабого характера и побежден глубоко прелестью, которою захватил в Никифоровской, ищя наслаждения прежде покаяния. Он разстроил этим дух свой, скривил ум, а самомнением и гордостью прелесть в нем поддерживается.

У нас в России люди более православны по чувству сердца, нежели по умственному убеждению.

20 февраля 1864

Поделитесь с друзьями в социальных сетях: