Том 7. Избранные письма



Письмо 482

О намерении Петра Александровича удалиться от мира в Бабаевский монастырь

Любезнейший Друг и Брат, Петр Александрович! Если последует на то Божие соизволение, то некоторый Богомолец имеет желание поступить в Бабаевский монастырь для сожительства со мною и приготовления себя к переходу в вечность, к каковому переходу и я призываюсь непрестанно возростающими и умножающимися немощами моими.

Святые Отцы утвержадают, что всякому желающему вступить в монастырь, надо избрать образ жизни, который соответствовал бы его духовной цели, и вел к ней. Разсуждая о положении, которое приличествовало бы наиболее упомянутому Богомольцу, я признаю наилучшим для него вступить в отношения к монастырю монастырскаго ктитора. Оставаясь в светском звании и одежде, он может жить в монастыре: делая посильный произвольный денежный вклад, заведуя сельским хозяйством монастыря, которое непременно должно улучшиться, заведуя постройками, занимаясь хождением по делам монастыря в столицах и соседних городах; ктитор будет иметь характер благотворителя пред монастырским братством и вообще пред духовенством. Такое наружное положение соответствует и душевной потребности вновь вступившаго в монастырь и нуждающагося в вещественных занятиях. Переход от светскаго развлечения к нерушимому глубокому безмолвию должен быть постепенен. После занятий, сопряженных с некоторым общеполезным и полезным для монастыря и братства трудом, Бог устроит положение очень спокойное, основанное на предшествовавших трудах, сопряженных с развлечением. Этот общий порядок указывают св. Отцы при обыковенном ходе дел. Но при общественных переворотах и злоключениях бывает иначе, и никак нельзя предугадать, что последует, чем и как кончится земное странствование. Мы должны исполнить свое и предоставить Богу приводить в исполнение недоведомыя судьбы Его. Смотря на настоящее благоденствие и всеобщее спокойствие, представляются басноподобными бедствия от Батыя или литовцев. Однако ж, они были; наступили, когда их вовсе не ждали, застали народ неприготовленным к ним. Кажется, бедствия от литовцев были тяжелее, нежели от Батыя. Этот прошел по России скоротечною бурею, истребляя почти одни города, а литовцы гнездились долгое время, губя города и села. В Череменецком монастыре С.-Петерб. епархии сохранилось сведение, что они перерезали все братство этого монастыря. Так поступали они с весьма многими монастырями. Кончина, представляющаяся по наружности несчастною, может быть в сущности самою блаженною. Конечно, в эти тяжкие времена многие из православных увенчались венцом.

Алексей П. приобщался св. Тайн. После приобщения лицо его получило необыкновенно-приятное выражение. [...]

Будь здоров и благополучен. Благословение Божие да почиет над Тобою. Тебе преданнейший брат Епископ Игнатий.

24 февраля 1862

Поделитесь с друзьями в социальных сетях: