Том 7. Избранные письма



Письмо 45

О различных направлениях в монашестве, – телесном и духовном подвигах

Возлюбленнейший о Господе Отец Игумен Антоний! Поздравляю Вас с наступившими праздниками и наступающим Новым Годом, и искренно благодарю Вас за участие, которое Вы приняли в старицах. По сей же почте пишу к Графу, не упоминая Вашего имени, и прося дать Августе настоятельское место с выводом из Ладожскаго монастыря. Я писал уже давно Потемкиной, чтоб она приняла участие в положении Ладожскаго монастыря. Но пред Митрополитом, к сожалению, ходатайство мое не имеет места. Об всем этом я умолчал в письмах моих к старицам, опасаясь дамскаго язычка, которому легко сделать вред и себе и ближним.

Я не виню ни стариц, ни Игумению. Обе стороны действуют в своем направлении. Я видел столкновение разнородных направлений монашеских в Валаамском монастыре, куда был сделан Игуменом из Новоезерскаго монастыря Вениамин, человек, не пивший вина, ходивший к службам и в трапезу неупустительно. Эти достоинства не имели цены пред Валаамцами, которые требовали от Вениамина недостовавших ему монашеских познаний и начитанности, которые в нем видели мирянина, а не монаха. В 1829 году, при жизни старца Феофана, я приехал в Новоезерск, пожив в Оптиной и Площанской: мне показались Новоезерские монахи мирянами, не смотря на отличное благоустройство монастыря и порядок Богослужения, который, однако, ниже Площанскаго и Белобережскаго. Я спросил монахов ходят ли они к Старцу для совета и откровения помыслов. Отвечали: «Никто не ходит, за исключением Комаровскаго, а обращаются к Старцу за советом преимущественно Горицкие монахини и в большом количестве миряне». Беседовал я несколько раз со Старцем: он прямо отвергал душевное делание, как очень удобное к переходу в прелесть, и высказал очень малую начитанность. Проводил он жизнь постную, к службам ходил неупустительно, вставал до утрени за час, и вычитывал в келии правило; сложения был атлетическаго, росту малаго. Сообразно собственному направлению он руководил и других: как Новоезерское братство, так и Горицкие чужды духовнаго делания, все их внимание устремлено на благовидность наружнаго поведения и на телесный подвиг. Известно, что таким жительством вводится в душу самомнение и развиваются душевныя страсти, которых телесный делатель и заметить в себе не может и даже не подозревает присутствия их. Ему нельзя избежать самомнения: ему нельзя не видеть своего благовиднаго поведения и своих подвигов и наружных дел. Но мытарь, грешный и не знающий за собою ничего кроме грехов, заслуживший осуждение человеков, оправдан пред Богом за то, что от сознания говорил в себе: «Боже» и проч., а фарисей не удостоился такой милости Божией. Эту милость да дарует Бог всем рабам своим, работающим ему и телесным и душевным подвигом. Только без душевнаго подвига к разуму Божию приближаться невозможно, сказал св. Исаак. Все человеки немощны: почему невозможно не проявляться немощам и в тех, которые занимаются душевным подвигом. Не следует же казнить за эти немощи, как постоянно стремяться к тому праведники, что видим уже и из Евангелия.

Просящий Ваших Св.Молитв недостойный Епископ Игнатий.

28 декабря 1861

Поделитесь с друзьями в социальных сетях: