Том 7. Избранные письма



Письмо 296

По поводу раскольнических нападений на Церковь

Статья «Странника» очень слаба. «Взгляд на учение Западных» очень пополнен мною. Он будет напечатан во втором томе «Аскетических Опытов» и может служить весьма удовлетворительным ответом на статью «Странника». В «Христианском Чтении» (книжка за декабрь) протекшаго 1864 года помещена очень важная статья под названием: «Новыя издания по расколу И. Нильскаго». В ней изложены обвинения старообрядцев, имеющих австрийских архиереев, на Великороссийскую Церковь. Эти обвинения, хотя не вполне одобрены с некоторою уклончивостию в общих словах, в сущности не отвергаются. На странице 486 сказано: «При Александре I архиереи сделались масонами и издавали и читали тысячи книг масонских и безбожных; издавали духовный журналы, как-то: «Сионский Вестник». «Угроз Световостоков», самыя еретические книги; даже «Христианское Чтение» каких не содержит в себе ересей»...

«Кому в Церкви Российской разсуждать о догматах, о вере? По апостольскому примеру надлежит разсуждать соборне, а делами внешними, о догматах же не разсуждает, потому всяк ученый пишет на свой образец. То жили без предания по Лютерову смыслу, то обратились к преданиям Святых Отец и прибавили сие учение в Катихизис, обличая сим, что прежде уклонялись от православной веры, но переделали на свой лад, показуя сим, что не одинаково мыслят с Восточными патриархами». Исчислив другия несообразности, говорится (стр. 487): «А все от того, что учат не по Святым Отцам, а по книгам латинским и лютеранским».

Отовсюду слышно, что раскол, с одной стороны, безбожие, с другой, необыкновенно усиливаются. Нельзя этому не быть. Вышеприведенному голосу поповцев как не иметь значения и силы? В ноябрьской книжке «Странника» опубликована книга: «26 Московских лжепророков» и проч. – Что ж? В первых двух статьях, особливо в первой об Иване Яковлевиче, выставлено участником их лицо, предмет общаго уважения, и превращено в предмет насмешки. Опять: как этой брошюре не иметь своего действия на легкомысленных! Новые философские книги сбивают с толку ученых.

Надо бы принять благовременно меры, но они не принимаются и потом превращается в поток.

Епископ Игнатий.

1 февраля 1865

Поделитесь с друзьями в социальных сетях: