Том 7. Избранные письма
◄ Письмо 295 | Письмо 296 | Письмо 297 ► |
Письмо 296
По поводу раскольнических нападений на Церковь
Статья «Странника» очень слаба. «Взгляд на учение Западных» очень пополнен мною. Он будет напечатан во втором томе «Аскетических Опытов» и может служить весьма удовлетворительным ответом на статью «Странника». В «Христианском Чтении» (книжка за декабрь) протекшаго 1864 года помещена очень важная статья под названием: «Новыя издания по расколу И. Нильскаго». В ней изложены обвинения старообрядцев, имеющих австрийских архиереев, на Великороссийскую Церковь. Эти обвинения, хотя не вполне одобрены с некоторою уклончивостию в общих словах, в сущности не отвергаются. На странице 486 сказано: «При Александре I архиереи сделались масонами и издавали и читали тысячи книг масонских и безбожных; издавали духовный журналы, как-то: «Сионский Вестник». «Угроз Световостоков», самыя еретические книги; даже «Христианское Чтение» каких не содержит в себе ересей»...
«Кому в Церкви Российской разсуждать о догматах, о вере? По апостольскому примеру надлежит разсуждать соборне, а делами внешними, о догматах же не разсуждает, потому всяк ученый пишет на свой образец. То жили без предания по Лютерову смыслу, то обратились к преданиям Святых Отец и прибавили сие учение в Катихизис, обличая сим, что прежде уклонялись от православной веры, но переделали на свой лад, показуя сим, что не одинаково мыслят с Восточными патриархами». Исчислив другия несообразности, говорится (стр. 487): «А все от того, что учат не по Святым Отцам, а по книгам латинским и лютеранским».
Отовсюду слышно, что раскол, с одной стороны, безбожие, с другой, необыкновенно усиливаются. Нельзя этому не быть. Вышеприведенному голосу поповцев как не иметь значения и силы? В ноябрьской книжке «Странника» опубликована книга: «26 Московских лжепророков» и проч. – Что ж? В первых двух статьях, особливо в первой об Иване Яковлевиче, выставлено участником их лицо, предмет общаго уважения, и превращено в предмет насмешки. Опять: как этой брошюре не иметь своего действия на легкомысленных! Новые философские книги сбивают с толку ученых.
Надо бы принять благовременно меры, но они не принимаются и потом превращается в поток.
Епископ Игнатий.
1 февраля 1865
◄ Письмо 295 | Письмо 296 | Письмо 297 ► |