Том 7. Избранные письма



Письмо 268

Христианин – храм Божий. – Евангелие – правило жизни. – Любовь к Богу – исполнение евангельских заповедей. – Молитвенное правило; Путь к совершенству (К некоторой девице, желавшем заняться подробным и деятельным изучением Христианства)

Новый Завет всюду именует Христианина храмом, домом, сосудом. Цель этого храма, с которою создал его Создатель, цель этого сосуда, с которою устроил его Великий Художник, в том, чтобы он был жилищем Бога, вместилищем даров Святаго Духа. Бог, по неизреченным – Любви Своей и Смирению, не восхотел быть насильственным обладателем храма, сооруженнаго Им для Себя. Он даровал словесному храму свободу, власть принадлежать или не принадлежать своему Зиждителю, чтоб пребывание Бога в человеке было единственно по любви человека к Богу. Но храм этот, сосуд, удалив из себя Бога, не может не быть тем, чем он создан, то есть храмом, сосудом. Тогда, по словам Писания, он принимает в себя грех, – яд, ввергнутый в естество наше диаволом, – соделывается вместилищем страстей. Если же Христианин опять захочет быть обителию Бога; то покаянием изгоняет из себя грех, а хранением заповедей опять привлекает к себе Бога. Впрочем, возможность этих изменений продолжается только во время земной жизни, по окончании которой тот, кто был последним владетелем храма, остается его владетелем на всю вечность, и Бог составляет Собою вечное блаженство Своего жилища, а грех – вечное мучение своего логовища.

Судьба наша в вечности зависит от того образа жизни, который будем проводить во время нашего краткаго на ней пребывания. Хотите ли быть храмом Божиим? – Желаете ли, чтоб сердце Ваше было сосудом даров Благодати? – Вручаю Вам Евангелие, пусть оно будет правилом Вашей жизни. Веруйте в него Вашими делами, Вашею жизнию, – не только мыслию, сердцем и устами. – Когда читаете эту Божественную книгу, книгу жизни, – представляйте себе, что невидимо стоит пред Вами Сам Христос и говорит Вам глаголы, которые «Дух суть и Живот суть!» (Ин.6:63) – Не должно начертывать в воображении вида Христова, – нет, должно лишь живо и благоговейно ощущать Его всесвятое присутствие.

Что желающий любить Спасителя обязан исполнять все Его заповеди, изложенныя во святом Евангелии, – это ясно засвидетельствовал Сам Спаситель: «Кто любит Меня, – сказал Он, – тот Слово Мое соблюдает. Не любящий Меня, словес Моих не соблюдает» (Ин.14:23–24). Любовь к Богу проистекает от хранения евангельских заповедей и соблюдается в сердце этим хранением: «если заповеди Мои соблюдаете, пребудете в любви Моей» (Ин.15:10). Какой же плод любви к Спасителю? – «Кто любит Меня, – отвечает Он, – тот возлюблен будет Отцом Моим, и Я возлюблю его и явлюся ему Сам» (Ин.14:21). Ученик, которого мысль была еще пригвождена к земле, услышав о явлении Спасителя возлюбившему и возлюбленному, думая, что обещающий явиться, будет зрим очами телесными, вопрошает: «Господи, отчего это, что Ты хочешь явиться нам, а не миру?» Иисус говорит ему в ответ: «Кто любит Меня, тот слово Мое соблюдает, и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим»(Ин.14:22–23). Это явление – в сердце. Это то явление, о котором сказал Апостол Павел: «уже не я живу, но живет во мне Христос!» (Гал.2:20). Это то явление, то пребывание Господа, которое должны ощущать все Христиане, если они точно Христиане! «Или вы не познаете самих себя, – говорит Апостол Коринфянам, – что Иисус Христос в вас, разве только вы не то, что должны быть?» (2Кор.13:5). Вселение Господа в сердце – плод любви; любовь – плод хранения заповедей; хранение заповедей – плод знания их; знание их приобретается чтением Евангелия и молитвою. «В заповедях Твоих поучуся» (Пс.118:15), – говорит Пророк Духом Святым; и в другом месте молится: «Не скрый от мене Заповеди Твоя!» (Пс.118:19). От молитвы возсиявает при чтении просветление.

Отец Небесный Сам подает все нужное для временной жизни тому, кто ищет Царствия Небеснаго, почему преподобные Отцы наши, оставив все прошения о земном, молились только об одном – об очищении от грехов. А как Господь, преподавая после Тайной Вечери ученикам Своим высочайшия заповеди, повелел призывать в молитвах Свое всесвятое Имя, то святые Отцы присовокупили прошение об отпущении грехов к имени Господа, и их молитвы были кратки, но Небо отверзающия слова: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Эта молитва делалась их непрестанным, почти единственным мысленным занятием. «Имя Иисусово, – сказал один из них, – да соединится с дыханием твоим». Сам Апостол Павел говорит о себе: «Я разсудил ничего не знать в вас, кроме Иисуса Христа, и притом распятого» (1Кор.2:2). Но чтоб вселился в нас Христос, это дело не одного дня или двух, сказал святый Иоанн Златоустый, но многих лет и годов. Притом, желающий стяжать Христа, должен отречься от всего: нельзя работать миру и вместе Богу. Желающие приучиться к молитве именем Господа, обыкновенно называемой Иисусовою, первоначально приучаются по преданию Отцов, соединяя ее с поклонами. Это правило увеличивается или сокращается сообразно силам каждаго. Для многих бывает достаточным следующее:

Восстав от сна, старайтесь, чтоб первая Ваша мысль была о Боге и Его благодеяниях, которыя на Вас излиты Богом без Вашего сведения и желания, по Его единой милости. Особеннейшим же благодеянием почитайте то, что Вы просвещены Христианскою Верою, в недре истинной Церкви; потом начинайте правило так:

20 земных поклонов; при каждом поклоне молитва:

«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго».

20 поясных поклонов с тою же молитвою.

10 земных поклонов: при каждом поклоне молитва:

«Пресвятая Владычице моя Богородице спаси меня грешнаго».

10 поясных с тою-же молитвою.

5 поясных с молитвою: «Ангеле Божий Хранителю мой святый, моли Бога о мне грешнем».

5 поясных с молитвою: «Все святые молите Бога о мне грешнем».

Итого 70 поклонов, из которых 30 земных и 40 поясных.

Если найдете, что этих поклонов для Вас мало, то можно прибавить соответственно силам Вашим несколько поклонов с молитвою Иисусовою. Но должно правило соразмерить так, чтобы оно ежедневно было одинаковое. Святые сказали: «Лучше небольшое делание, но постоянное, нежели большое, но в скором времени прекращающееся». После чего читаются утренния молитвы, и, если хотите, помянник, который Вам нравится по особенным причинам; после помянника читайте Евангелие, главы по две или по три. Когда будете читать о слепых, хромых, прокаженных, беснующихся, мертвых, то думайте, что Вы подобны им и молите Спасителя о спасении Вас. Затем должны следовать обыкновенныя Ваши занятия со страхом Божиим, молитвою, полезными мыслями и воспоминаниями. Для чтения одобряю книгу: Les saints peres des deserts de I'Orient. Но и эту книгу должно читать с умеренностию. Советую приучаться к чтению на Русском и Славянском языках, для чтения книг святых Отцев. Если для нужд преходящаго мира, Вы приучались к разным иностранным языкам; – то отчего не потрудиться и не приучиться к родному языку для Христа и для блага души своей? – Начните читать на Русском и Славянском – хотя Евангелие.

Если в продолжении дня выпадает свободный часок, то можно повторить правило с поклонами, или только положить 20 поклонов земных и 20 поясных с Иисусовою молитвою. Если же не будет свободнаго времени, то правило оставляйте и пребывайте мирны.

Вечером должно начинать опять с поклонов в вышеопределенном порядке и числе, после них читать вечерния молитвы и Евангелие. Легши на постель должно воспоминать о смерти, которой образ – временный сон, и, отрекшись от всех помыслов и мечтаний, засыпать с молитвою Иисусовою.

Если желаете идти истинным путем Божиим и увидеть духовный плод в душе Вашей; то довольствуйтесь смиренным и простым образом духовнаго подвига. Не ищите наслаждения в восторгах мечтательности, которые возбуждаются иностранными писателями. Отрекитесь от них. Скоро Вы убедитесь в прочности пути Вашего тем душевным миром и спокойствием, которые прольются в Ваше сердце. В Отцах пустынь Востока Вы увидете, что Евангелие и Псалтирь были по большей части единственными их книгами. «Христос, – сказал один из них, – сокрыт во Евангелии, желающий найти Христа, может найти Его во Евангелии. Христос есть Божия Сила и Божия Премудрость». – Нашедший Божию Премудрость нуждается ли в премудрости человеческой? Не уничижите Премудрость Божию за то, что наружность её так проста и смиренна. Оставьте, повторяю Вам, все иностранныя молитвы и чтения, которыя Вам так нравились, казались так прекрасными. Последуйте тому, что Вам советую пред Богом и ради Бога. Когда сердце Ваше очистится вкушением истинно Святаго и Духовнаго, тогда оно получит отвращение к поддельно-духовному, тогда возрадуетесь и возблагодарите Бога, что уклонил Вас от челюстей лжи и прелести, которых не могут понять обманутые и омраченные ими. Вспомните слова Христовы: «Узки врата и тесен путь, ведущие в жизнь и немногие находят их. Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные» (Мф.7:14–15).

Если при жизни по заповедям Христовым благодать Святаго Духа прольется в сердце Ваше и будет ознаменовывать свое присутствие в нем различными духовными плодами, как-то – необыкновенным миром, кротостию, благостию ко всем, терпением: тогда будете сосудом благоприятным Богу, сосудом спасения.

Если же захотите быть совершеннее, то после полнаго самоотвращения, погрузитесь в глубину смирения. Тогда благодать может Вам преподаться обильнее, тогда можете ощутить вселение Христово, соделаться храмом Божиим: – опытом узнаете, что такое Христианское совершенство на земле, называемое Апостолом: «совершенство отчасти».

Господь, призывающий всех в вечное блаженство, Господь, Которому известны избранные Его, Господь, испытующий сердца и утробы, да призрит свыше на желание Ваше работать и благоугождать Ему Единому, да примет это желание, да ниспошлет Вам свою помощь! «Без Мене, – сказал Он, – не можете делать ничего» (Ин.15:5) душам Вашим полезнаго и Богу приятнаго. Аминь.

10 марта 1943 Сергиева пустынь

Поделитесь с друзьями в социальных сетях: